Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно паталогически медленный темп речи.
В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии правильной коррекции, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание. Поэтому нельзя игнорировать и «тянуть» время с коррекцией.
Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но и общая моторика (крупная и мелкая), координация, баланс, пространственное восприятие и протекание высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления и тд.). Что в последствии обязательно приведет к трудностям в освоении письма, чтения, счета.
В основе этого нарушения лежат определенные процессы в головном мозге. Поэтому при брадилалии требуется комплексное медицинское, нейропсихологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает нейропсихологическую коррекцию, массаж, логопедические занятия, логоритмику.
Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения.
Часто брадилалия сочетается с симптомами брадикинезии (медленным темпом движений), общей заторможенностью.
Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.
Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Также присутствует общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица.
У детей с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Малыши долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Дети с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.
При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к, связанным с ним, психологическим травмам.
Именно поэтому специальную коррекционную работу по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Лечебный комплекс должен включать курсы массажа, занятий по сенсорной интеграции и обязательно Нейропсихологическую коррекцию, которая призвана скорректировать корень проблемы – мозговые процессы, лежащие в основе брадилалии.
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия).
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:
— более 18.000 развивающих и обучающих игр;
— более 20 образовательных симуляторов;
— более 30 видов инновационного оборудования;
Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции, и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть брадилалию и трудности общения!!!
Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.
Но родители должны осознавать, что коррекция — это не волшебная скорая таблетка и не волшебная палочка. Такой вариант обычно обещают шарлатаны, мошенники и нечистые на руки «специалисты» от психологии.
Наши нейропсихологи гарантируют результат и 100% решение проблем лишь тем, кто осознает, что нейропсихологическая коррекция — это большая многоуровневая системная работа под руководством грамотного специалиста в центре и регулярных занятиях дома. Помимо нейропсихолога, который проводит занятия с каждым ребёнком ИНДИВИДУАЛЬНО, на всём протяжении процесса коррекции происходит сопровождение методиста, который постоянно корректирует программу, проводит промежуточные диагностики и отслеживает даже малейшие изменения.
Программа нейропсихологической коррекции в нашем центре строится строго индивидуально, в течение курса ведущий диагност неоднократно посещает занятия, специалисты, работающие с ребенком дважды в месяц проводят консилиум по корректировки программы, добавлении того или иного оборудования, интеграции дополнительных программ для достижении наилучших результатов.
В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата. Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия с такими детьми.
В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции дошкольника, которая может интегрировать в себя следующие методики:
1. Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
2. Нейропсихологическая коррекция с программой сенсорной интеграции и антигравитации;
3. Нейропсихологическая коррекция с программой ритмотерапии и светотерапии;
4. Нейропсихологическая коррекция по программе сенсорной стимуляции
(в сенсорной комнате);
5. Нейропсихологическая коррекция с БОС видеобиоуправлением «Тимокко»;
6. Нейропсихологическая коррекция с программой Интерактивный метроном (IM);
7. Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный луч OMI BEAM;
8. Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный пол OMI FLOOR;
9. Нейропсихологическая коррекция с программой активного внимания Play Attention;
10. Нейропсихологическая коррекция с БОС миотренажер;
11. НейроЛогопедические занятия по программе «Нет запинкам»;
12. Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии
Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на фоне ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания. Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.
Именно поэтому отличные результаты показывает курс нейропсихологической коррекции с интегрированной программой ритмотерапии, а также нейроакустическая стимуляция IN Time.
С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, нейройога, нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой арт-терапии, занятия сенсорной интеграцией, акваанимация, музыкальная терапия.
Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.
Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и правильном подходе, когда работа идет не только над симптомами нарушения (логопедическая коррекция), но и по коррекции причин (нейрокоррекционная программа).
Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у нейропсихолога, постоянный самоконтроль за темпом речи.
Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном общем развитии ребенка (моторики, высших психических функций, интеллекта) и его речи в частности.