Психолого-коррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии песко-терапии, водной анимации, глинотерапии
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» многие специалисты: логопеды, дефектологи, речевые терапевты, нейропсихологи, специальные психологи, собственно психологи используют в своей коррекционной работе элементы арт-терапии для реализации разных целей и задач.
В нашем центре существует огромный арсенал оборудования для реализации различных целей арт-терапевтической коррекционной работы:
— гигантская интерактивная песочница;
— «мокрая» арт-терапевтическая зона;
А также более 10 видов арт-терапевтического песка( кинетический, «живой», «волшебный», «космический», цветной кварцевый, крупный, мелкий песок и тд.)
Арт-терапия, интегрированная в программу нейрокоррекционных или психо-коррекционных занятий — это отличный инструмент для коррекции различных неврологических нарушений детей и подростков с:
— ЗПРР;
— ЗПР;
— ДЦП;
— ММД;
— ЗРР;
— различными формами нарушений поведения — сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.), в детском саду, школе;
— неврозами;
— коммуникативными сложностями во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
— тиками;
Песочная терапия широко используется в дефектологии. В играх с песком логопеды, дефектологи, психологи, снимают детскую раздражительность, агрессивность, речевой негативизм, уравновешивают эмоциональное состояние – негативные эмоции «заземляются». Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая необычные картинки, сюжеты, ребенок гармонизирует свое внутреннее состояние.
Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями.
Она полезна для детей с особыми потребностями.
Арт-терапия при аутизме — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития.
В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Специалист в игровой форме решает поведенческие и эмоциональные проблемы ребёнка:
— повышенную тревожность;
— школьную дезаптацию, отсутствие мотивации к обучению;
— кризис трёх лет;
— подростковый кризис;
— трудности в общении с родителями и учителями;
— попытки суицида;
— враньё;
— воровство;
— стрессовые ситуации (смерть родителей, развод, смена школы, сада);
— конфликты между детьми в семье;
— агрессию;
— ревность к другим детям в семье и другим членам семьи;
В своей работе психолог применяет различные подходы и методы:
— элементы сказкотерапии;
— элементы песко и глинотерапии;
— элементы акваанимации ;
— элементы психодрамы;
— элементы арт-терапии;
Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Арт-терапия, песочная терапия и акваанимация широко используется как прекрасная развивающая среда для работы с детьми от 3 лет с целью познавательного, сенсо-моторного, речевого развития.
В процессе игры с песком с фигурками из различных материалов у детей развивается интерес к окружающему миру, наблюдательность, стремление узнавать свойства предметов. Это побуждает различать, называть, действия, предметы, качества, свойства, признаки, отношения.
Таким образом, развивается мышление, пополняется и активизируется словарный запас.
Песочница является хорошим диагностическим инструментом.
Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста. Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.
Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.
Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен «заземлить» отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.
Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.
Арт-терапевты учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры – это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.
Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Песок — необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто, похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Тактильный контакт и развитие мелкой моторики являются дополнительным позитивным эффектом для ребенка с аутизмом и задержкой эмоционального, интеллектуального и социального развития.