Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, именно поэтому речь не членораздельна и не внятна. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.
Органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии являются:
— токсикозы беременности,
гипоксия плода,
резус-конфликт,
— хронические соматические заболевания матери,
— патологическое течение родов,
— родовые травмы,
— асфиксия при рождении,
— желтуха новорожденных,
— недоношенность.
В раннем возрасте малышей поражение ЦНС и дизартрия у ребенка могут развиться после перенесенных нейроинфекций , тяжелых интоксикаций.
В основе неврологической классификации дизартрии различают:
Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
3 степень — понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).
Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений.
Нарушение артикуляционной моторики у детей с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).
В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии происходят искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной.
Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.
Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.
Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется нейропсихологом и логопедом. Очень важно провести диагностическое нейропсихологическое обследование, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
Занятия по коррекции дизартрии должны быть направлены на преодоление нарушений произносительной стороны речи, вызванной недостаточной иннервацией речевого аппарата на фоне поражений отделов мозга. Логопедические занятия по коррекции дизартрии обязательно должны проводиться поэтапно на фоне нейропсихологической коррекции. А иначе устраняя только видимые симптомы, проблему не решить. Коррекционная работа при дизартрии включает:
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!
Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия).
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:
— более 18.000 развивающих и обучающих игр;
— более 20 образовательных симуляторов;
— более 30 видов инновационного оборудования;
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.
Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, дизартрией, нарушениями восприятия и поведения.
Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации.
Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями речи эта система работает неправильно.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:
Проявление симптомов дизартрии нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.
С помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедом, дефектологом, речевым, поведенческим терапевтом. Программа подбирается индивидуально в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики.
Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.
Программа мозжечковой стимуляции может включать следующие методики:
Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Для коррекции дизартриии – это очень важная и необходимая коррекционная методика.
Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно и организовано.
Эти тренировки обязательно должны назначаться детям с дизартрией, нарушениями устной и письменной речи .
У многих детей нарушено восприятие звуков, из-за того, что ребёнок нечетко слышит согласные звуки, значительно нарушается формирование и его собственной речи.
А. Томатис сделал важное открытие – наиболее стимулирующими и целительными являются звуки высокой частоты. Он доказал, что высокие частоты позволяют активизировать мозг и нормализовать его работу.
Томатис терапия имеет сильное стимулирующее воздействие на мозг, поэтому перед назначением этой терапии необходимо сделать ЭЭГ, чтобы контролировать активность коры больших полушарий мозга
О наиболее заметных результатах сообщают родители и врачи неврологи, наблюдающие наших малышей до, во время и после терапии. Они часто отмечают улучшения по следующим показателям:
Пескотерапия, арт-терапия и акваанимация;
Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большая опасность устранять не причины проблемы, а лишь проявления. Для достижения положительных результатов, логопедическая работа должна накладываться на грамотную нейропсихологическую коррекцию, мозжечковую стимуляцию, а иначе будет потеряно драгоценное время, и устранить нарушение будет невозможно без тяжелых последствий.
Только при грамотной коррекции можно рассчитывать на полную нормализацию речевой функции. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, но под наблюдением логопеда, который будет заниматься профилактикой дисграфии, дислексии и дизорфографии.
При тяжелых формах дизартрии необходима слаженная работа логопеда, нейропсихолога, двигательного терапевта и дефектолога. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность специалистов, которые на разных этапах проводят коррекционную работу.
Нужно обязательно иметь в виду (!!!), что медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни.
Профилактика дизартрии в раннем возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.