Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления.
Дизорфография – это нарушение, которое очень часто не только родители, но даже учителя привыкли называть пресловутой «врожденной безграмотностью». Давайте разберемся раз и навсегда – «врожденной безграмотности» НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!
Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма.
Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного ребенка и при отсутствии грамотной коррекции «переходить» во взрослую жизнь, присоединив к себе большое количество психологических комплексов.
Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, не смотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы писать правильно, знания правил недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:
1. Найти орфограмму в слове и определить её тип — это умение называется “орфографическая зоркость”.
2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма.
3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм жесткий порядок действий.
4. Сверить проверочное и проверяемое слово.
В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с этим ребенком.
Таким образом, процесс формирования орфографических навыков представляет собой сложный речемыслительный процесс, требующий достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений и т.д.
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть “опасное место” в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам:
— проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
— снижение слухоречевой памяти,
— невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.
Безусловно, нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения (1 класс) ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку. Для ребенка этот период становится сущим кошмаром – «учи-не учи правила – всё равно «2»», у школьника начинают появляться комплексы постоянной «неуспешности».
Развитие дизорфографии и дисграфии происходит по различным причинам, но некоторые факторы могут совпадать. Появление нарушения письменной речи может быть связано с различными травмами и недостаточным развитием участков головного мозга вследствие негативных факторов в период вынашивания ребенка, а также в родовой и постнатальный период.
К таким причинам относят:
Эти расстройства связывают с нарушениями в процессе развития мозга и травмами префронтальной коры, теменной доли, передней поясной коры головного мозга и базальных ядер. Эти участки отвечают за корректное функционирование рабочей памяти.
Корректное развитие навыка письма невозможно без корректно сформированной устной речи, владения лексическими и грамматическими аспектами речи, обладания навыками восприятия и произношения звуков.
Нарушение этих процессов возникает при наличии патологии развития речевого аппарата и причин органического происхождения.
Выделяют несколько видов дизорфографии:
Дизорфография проявляется такими симптомами:
Коррекция дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма.
Для этого в самом начале проводится нейропсихологическое диагностическое обследование. В зависимости от результатов которого назначается индивидуальная программа коррекции.
Несмотря на то, что нейропрограммы имеют под собой серьезные научные обоснования, сами занятия – увлекательные и очень насыщенные, с использованием инновационного оборудования:
После нейропсихологической диагностики (аппаратной и безаппаратной) составляется индивидуальный маршрут для каждого ребенка, в который может входить по решению диагноста в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и причин нарушений:
Коррекция нарушений проводится нейропсихологом, нейролингвистом и логопедом.
Применяются методики направленные на:
Курс русского языка (занятия с нейролингвистом) чаще всего назначается после или вовремя базового курса нейропсихологической коррекции. В процессе занятий акцент делается не только на развитие психических функций ребенка, необходимых для успешного овладения предметом, но и на материал самого предмета – русский язык, развитие речи, орфографию.
Данные нарушения часто связаны с отклонениями в функционировании участков головного мозга, поэтому успешный результат терапии достигается при участии в ней нейропсихолога и при соблюдении его рекомендаций.
Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации по коррекции дизорфографии.
Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка можно и нужно тренировать. В нашем центре есть специальные программы, интегрируемые в занятия нейропсихологической коррекции.
Функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга.
У ребенка с нарушениями, как правило, мозг работает недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают благотворное влияние на все области функционирования.
Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом. Именно поэтому для коррекции дизорфографии, дисграфии и дислексии школьникам рекомендован курс ритмотерапии и нейроакустической коррекции IN Time.
Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.
Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.
В результате тренировок у детей улучшаются навыки чтения, письма и математические навыки. Развивается моторика, ритмичность, координация движений, улучшается походка. Дети становятся более внимательными, лучше концентрируются на выполнении заданий, снижается импульсивность и нормализуется поведение.
Play Attention помогает приобрести навыки, необходимые для успешного обучения и развития, и показана детям и взрослым с проблемами, связанными с нарушением внимания. Часто перескакивание с одного дела на другое, невозможность сосредоточиться, услышать то, что говорят, пропуск мимо ушей, быстрая утомляемость, невнимательность – всё это результат проблем со вниманием. И как следствие, проблемы общего и речевого развития тоже уходят своими корнями в проблемы ВНИМАНИЯ. Именно поэтому мы интегрируем эту программу в анятия нейропсихологической коррекцией.
Нужно помнить, что положительный результат коррекционной работы будет зависеть от развития высших психических функций ребенка. Именно они во многом влияют на процесс приобретения навыков чтения и письма. Натаскивание на правилах русского языка и работа с репетиторами часто не приносит никакого длительного положительного результата, а лишь отбивает у ребенка желание учиться и ходить в школу.