Школьный период сам по себе достаточно непростой: постоянно изменяющиеся условия, разные учителя, большая нагрузка, стрессы… Достаточно критичными являются периоды смены ведущей деятельности и кардинальных изменений режима дня ребенка в первом классе, при переходе в среднюю школу и в подростковом возрасте. Эти обстоятельства и не только влекут за собой большой риск возникновением актуальной проблемы современных детей – так называемой школьной «неуспешности».
«Неуспешность» или «неуспеваемость»?
Этимология понятия «неуспешный» («не» + «успешный» от гл. «успеть» и производных «поспешность», «процветание») помогает разобраться в значении термина и сущности явления «неуспешности».
На первый взгляд похожие, но разные по наполнению и причинам возникновения понятия, обозначают обратную сторону успеха и успеваемости школьника. Кроме того, неуспеваемость, как более узкое понятие (несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, формирования умений и навыков), при сопутствующих факторах приводит к неуспешности.
Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи.
Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи. У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.
Дисфункции в области контроля движения глаз и центральной переработкой зрительной информации мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации.
Для лучшего понимания представим, что мозг разделен на блоки, нарушение в которых выражается в определенной форме, а именно:
Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.
Эти нарушения могут быть видны, например, в зеркальном написании букв, путанице «похожих» букв, неправильной ориентации в тетради, например, строчки неровные, ребенок вылезает за поля, допускает ошибки в правилах.
Подводя итог: школьная дезадаптация («неуспешность», давление со стороны учителей, репетиторов, родителей, возникновение коммуникативных трудностей в школе, нарушение поведения, депрессия– являются серьезными проблемами формирования личности, угрозой психическому здоровью ребенка и его успешности в дальнейшей жизни!
Степень выраженности проблем выявляет ТОЛЬКО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ.
Нейропсихологическая диагностика обнаруживает скрытые причины школьной неуспеваемости:
Причем основной целью является оказание помощи ребенку таким образом, чтобы он в дальнейшем мог самостоятельно обучаться и самостоятельно контролировать своё поведение.
Базисом коррекционных программ является не репетиторство и зубрежка, а индивидуально подобранные нейро методики, специальные упражнения, нейроакустические методики, уникальное оборудование и интерактивные симуляторы, интегрированные в программу занятий. И только такой подход является «кратчайшим путем» развития мышления ребенка и решения его интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и психологических проблем!!!
И только такой комплексный серьезнопроработанный подход дает возможность решить проблему школьной «неуспешности» и устранить её причины раз и навсегда.