Музыкально-ритмическая терапия (барабаны, перкуссии, глюкофоны, ханг драм, интерактивная установка Opti Muzic)
Эти занятия являются неотъемлимой частью коррекционной программы по развитию навыков коммуникации, взаимодействия, самоконтроля для детей с нарушениями эмоциональной сферы, особенностями в развитии (ЗПР, аутичные черты, СДВГ, поведенческие проблемы).
Коррекционно-развивающие занятия назначаются на основании результатов специальной (нейропсихологом или логопедом-дефектологом) диагностики актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.
Соотношение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейшей коррекционно-развивающей работы, разработать оптимальную программу занятий и определить необходимое оборудование.
Обследование проводится индивидуально в игровой форме.
В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие особенности и т.д.
Нейропсихолог собирают анамнез: особенности внутриутробного развития ребенка, протекания родов, особенности развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие затруднения, заболевания и т.д.
На основании нейропсихологического комплексного обследования (аппаратной и безаппаратной части) составляется индивидуальная коррекционная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка, причины нарушений, результаты обследования.
Музыкально- ритмическая терапия предусматривает не только прослушивание музыки, но и множество двигательно-ритмических упражнений с использованием собственного тела, голоса, батутов, сенсорной комнаты, а также барабанов, перкуссий, кахонов, конго, бонгов, тумбодуры, уду, поющих барабанов, глюкофонов, хангдрама и других шумовых музыкальных инструментов.
При работе по данной методике коррекции сочетаются два важных для развития мозга аспекта: стимуляция звуками определенных частот и стимуляция с помощью ритма.
Занятия назначаются нейропсихологом детям:
- С нарушениями внимания
- СДВГ, гиперактивность
- Школьными проблемами;
- Неусидчивостью;
- Проблемами памяти;
- Органическими поражениями мозга;
- Невнимательностью;
- Нарушениями темпа и ритма речи (заикание, логоневроз, запинки в речи);
- Различными нарушениями письменной и устной речи (дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия);
- Нарушениями эмоционально-волевой сферы (РДА, аутистичный спектр, синдром Аспергера);
- Когнитивными нарушениями (ЗПР, задержка психо-речевого развития, умственная отсталость, плохая обучаемость);
- Тревожностью, депрессией;
- Нарушением координации и баланса.
Программа коррекционных музыкально-ритмических занятий составляется индивидуально, в зависимости от целей развития, актуальных на данный момент для ребенка.
Функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга.
У ребенка с нарушениями, как правило, мозг работает недостаточно ритмично.
Взаимодействие с ритмичной музыкой и комплексом специальных, уникальных упражнений стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.
Функционирование мозга зависит от сложных ритмов, которые обеспечивают взаимодействие между различными областями мозга и синхронизацию работы нейронных сетей.
Мозг музыкален. Ученые, используя методы функциональной нейровизуализации, выяснили, что взаимодействие с музыкой вовлекает в активную работу больше областей мозга, чем любая другая деятельность.
Ритм является самой важной, фундаментальной частью музыки. Здоровье мозга, а также его связи с телом во многом зависят от ритма.
Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе занятий обеспечивается стимуляция, улучшается качество функционирования головного мозга и качества его связей с телом.
На музыкально-ритмической терапии в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» работает самое качественное и профессиональное оборудование мировых брэндов. Именно оно обеспечивает максимальное качество звучания и условия приближенные к натуральной акустической среде. В нашем центре создано специальное пространство (акустическое) для музыкальной и ритмотерапии.
В процессе работы используется более 100 видов перкуссионных и других музыкальных инструментов из разных стран и континентов: барабаны, перкуссии, кахоны, конго, бонго, уду, поющие барабаны, глюкофоны, хангдрамы , глиняные барабаны, калебасы, Тибетские чаши, колокольчики, кастаньеты, кимвалы, гонги, голос гитары, фортепиано. Звучание этих инструментов создает неповторимую, энергетически мощную и эффективную музыку.
Программа музыкально-ритмической терапии обеспечивает гармонизацию работы многих областей мозга с помощью музыки, ритма и двигательно-ритмических упражнений. Эти занятия позволяют детям и подросткам:
- развивать коммуникативные навыки и навыки взаимодействия;
- высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, речь);
- координацию движений, таймирование;
- нейродинамику и самоконтроль;
- развивать интеллектуальные способности;
- развивать особые возможности головного мозга;
- креативность, решительность, организованность;
- осознание границ своего тела;
- крупную и мелкую моторику.
Ритмотерапевтические занятия показывают отличные результаты в коррекции аутизма, задержке речи, гиперактивности, СДВГ, школьной «неуспешности» и других нарушениях. Эти занятия являются важной частью индивидуального коррекционного маршрута. Это революционная методика коррекции и развития для детей с ОВЗ, показывающая превосходные устойчивые результаты.